Культ Амона.
АМОН, (егип.
сокрытый), в Древнем Египте бог солнца, царь богов и покровитель власти
фараонов.
Первоначально местное божество г. Хмун (греч. Гермополис), входил в
гермопольскую Восьмерку богов вместе со своей женской ипостасью — богиней
Амаунет. О происхождении культа Амона фиванского известно крайне мало, вначале,
вероятно, он почитался как небесное божество (впоследствии статуи Амона часто
окрашивали в голубой небесный цвет).
При фараонах XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.) культ Амона сблизился
с культом бога войны Монту, одного из главных божеств-покровителей этой
династии; с возвышением XII династии Амон вытесняет Монту, приобретая
государственное значение, его отождествляют с гелиопольским богом солнца Ра (Амон-Ра-Монту),
однако имя Амона-Ра встречается уже в Текстах пирамид (Древнее царство). Именно
как Амон-Ра он становится общеегипетским божеством, вместе со своей супругой —
богиней неба Мут и сыном — богом луны Хонсу, представляя фиванскую триаду богов.
Изображался в виде человека с двумя высокими перьями и солнечным диском на
голове или в виде барана (или человека с бараньей головой). Священные животные
Амона — баран и гусь.
После победы над гиксосами (правили в Египте ок. 1630-1540 до н. э.) и
объединения Египта под властью правителей Фив (XVIII Фиванская династия)
укрепляются и позиции жрецов Амона, растут богатства храмов этого бога —
покровителя фараонов победившей династии. В правление фараона XVIII династии
Эхнатона, установившего почитание единственного божества — солнечного диска
Атона, поклонение Амону было повсеместно запрещено, его культ, как и культы
других божеств, лишался покровительства земного бога — фараона. Изменения,
однако, коснулись лишь столичных городов Египта; после смерти фараона-еретика
Амону было возвращено положение верховного всеегипетского божества.
В эпоху Нового царства сложились представления об Амоне как о боге, составляющем
наряду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом,
воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон — творец
всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы,
правящий фараон — сын Амона от брака с царицей-матерью.
В период с 1075-945 до н. э., когда Египет управлялся фиванским жречеством, Амон
превратился в самое почитаемое божество, его культ распространился далеко за
пределы страны, в Ливии и Куше (Нубия). Воцарение XXV (Кушитской) и XXII
(Ливийской) династий, завоевание Египта ассирийцами (671-663 до н. э.) и
разграбление Фив в 663 до н. э., завоевание Египта персами в 525 до н. э. не
поколебали позиций Амона, но центр его культа был перенесен жрецами в город
Танис, древнюю столицу Египта в дельте Нила.
Постепенно культ Амона проникает в оазисы; в оазисе Сива он был отождествлен с
греческим Зевсом. Известно о существовании оракулов и храмов Зевса-Амона в самой
Греции. Александр Македонский — завоеватель Египта (332 до н. э.),
воспользовавшись советом оракула Сивы, провозгласил себя фараоном, а значит и
сыном Амона, и украсил храм бога в Луксоре. Покровительствовали культу Амона
также эллинистические правители Египта из династии Птолемеев.
Сокрушительный удар почитанию Амона нанес Птолемей IV Филопатор II, разоривший
Фивы во время подавления восстания египтян против греко-македонских
завоевателей. В 27 до н. э. фиванские храмы пострадали от сильного
землетрясения; к началу н. э. культ Амона был постепенно вытеснен культами Исиды
и Осириса.
Эмма Даркнесс
Колледж Темных Искусств
Факультет Красной Крови