Лекция 5 - Подземный мир ацтеков.
АЦТЕКИ. Женщины, умиравшие при первых родах с ребенком во чреве, приравнивались к воинам, которые в бою брали в плен врага. Они именовались мосиуакецке или сиуатетео («божественные женщины») и попадали в западную часть неба — Синкалько, где их души провожали уходящее солнце от зенита до заката. Они несли утомленное светило на носилках из перьев птицы кецаль. Поэтому западная часть неба называлась также Сиуатлампа — «направление женщин».
Утонувшие, убитые ударом молнии, умершие от проказы, подагры, паралича, опухолей на шее и других болезней, связанных, по представлениям ацтеков, с божествами воды, отправлялись в «Место Тлалока» — Тлалокан, владение бога дождя Тлалока. Скончавшихся от этих болезней хоронили с веткой, лишенной листьев. Считалось, что в Тлалокане эти ветви вновь зазеленеют.
Тлалокан помещался в южной части вселенной. Умерший прибывал туда, вынырнув из водной пучины, в которую впадают все местные реки. Он воздавал благодарность Тлалоку в хвалебной песне; его радостно встречали ждавшие родственники. «Там никогда нет недостатка в початках спелой кукурузы, в тыквах, томатах, зеленых стручках фасоли и цветах… Там живут боги, которых называют тлалоками, они похожи на жрецов тех идолов, у которых длинные волосы». (Б. де Саахун. Всеобщая история) Там летают разноцветные бабочки и даже простые булыжники сияют как нефриты. Здесь всё всегда зеленеет и зреет. Среди этих зарослей стоит и дом Тлалока, сооруженный из бирюзы. Все обитатели Тлалокана проводят время в танцах, песнях и играх.
Маленькие дети после смерти попадали в Чичиуакуако, что буквально обозначает «Местность, где стоит дерево-кормилица». Там этих детей питало дерево, с ветвей которого капало молоко. Близкая, но более возвышенная версия этого мифа находится в одном из текстов «Флорентийского кодекса»: «Говорят, что дети, которые рано умирают, так же как нефрит, бирюза и другие драгоценности, не попадают в холодную и ужасную область мертвых. Они уходят в дом Тонакатекутли (высшее, тринадцатое небо — Р.К.), где живут под сенью «дерева нашей плоти», сосут нектар цветов нашей основы, живут рядом с деревом нашей плоти, рядом с ним они сосут (цветы — Р.К.)». Здесь, видимо, живы древние представления о дереве-кормилице, которые переплетаются с более утонченными представлениями о Тамоанчане.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Куда попадают после смерти дети?
2. Куда утопленники?
3. А умершие женщины?